Шаблоны поведения

Об одной иерархической структуре следует сказать отдельно.

Кроме объектов в картине мира можно выделить наши способы взаимодействия с этими объектами. Они очень похожи на свойства, однако их можно выделить в отдельную ветвь структуры, потому что они связаны с действиями, производимыми нами в реальном мире над предметами. В объектно-ориентированном программировании аналоги таких способов взаимодействия называются методами, и именно методы содержат исполняемый код программы.

Мы можем группировать объекты по способу взаимодействия с ними. С такой группой объектов у нас будут связаны некоторые шаблоны поведения. Например, если мужчина встречает другого мужчину - один подает другому руку. А женщине он руку не подает. Таким образом, пожимание руки - шаблон поведения связанный с группой объектов "мужчины".

Шаблоны поведения - это как автоматические реакции на какое-нибудь событие. Или способы поведения в тех или иных ситуациях, заученные до автоматизма. Мы совершенно не задумываемся о том, как ходим, как кушаем, не задумываемся, подавая при встрече руку другому мужчине.

Было бы довольно неудобно думать каждый раз - в какую руку взять ложку. Или пример еще ярче: если схватился за что-нибудь горячее - было бы странно думать, стоит ли отдергивать руку. Шаблон поведения, или привычка действуют быстро и, чаще всего, эффективно.

Когда же наша привычка становится неэффективной - ее не так уж просто поменять. Например, если я привык к тому, что выключатель находится в конкретном месте, а он после ремонта установлен в другом, я все равно по привычке буду раз за рабом шарить в темноте по старому месту. Или очень неудобно, когда в новом пиджаке отсутствует карман, в который я привык класть свой телефон, это изрядно злит.

Впрочем, шаблоны не так уж трудно изменить: нужно лишь несколько раз повторить новое действие. Например, несколько раз включить и выключить и выключить новый выключатель, чтобы новый шаблон закрепился. Или сознательно несколько раз подряд положить и достать телефон в новый карман. (Остается проблема в том, что нам почему-то очень не хочется проделывать эти действия, или просто нет времени заниматься фигней. Но если положить и достать телефон - новый шаблон начнет работать. А почему не хочется, и что с этим делать мы разберемся дальше.)

Объекты и способы взаимодействия с ними это самый "нижний", самый приближенный к реальности слой картины мира. Объекты являются, хоть и упрощенным, но все же отражением реальных предметов, а наши действия влияют на эти предметы.



вернуться обратно