1.4.3. Фокусировка внимания


Информация оказывается в нашем сознании потому, что мы намеренно концентрируемся на ней. В один и тот же момент в наши органы чувств поступает информация о массе событий и объектов, однако мы выбираем что из этого потока попадет в наше поле зрения, а что нет. Впрочем, не только зрения. Точно так же мы можем управлять фокусом любого из наших органов чувств. Мы выбираем куда направить луч нашего внимания, причем фокусироваться могут как все органы чувств одновременно, так и какие-то выбранные по отдельности.

Другими словами, внимание, или фокусировка восприятия, есть способ сосредоточить вычислительные мощности ума на нужном нам направлении, отбрасывая из этого фокуса все несущественное.

Когда человек занят каким-то интересным или важным делом, его внимание фокусируется исключительно на этом деле. Например, когда муж смотрит футбол, все внимание сосредоточено на игре и все остальные мысли не попадают в сознание просто потому, что фокус внимания отфильтровывает все лишние мысли. И когда жена зовет кушать, мужчина может не слышать ее или даже если слышит, ее слова, не попадая в фокус внимания, просто игнорируются.

Таким образом, фокусировка восприятия также является фильтром входящей информации. Все что попадает в фокус внимания становится доступным нашему уму для обработки, все же что не проходит в фокус внимания отбрасывается. То есть минимальную обработку эта информация все равно проходит, поскольку важные сигналы наш ум воспринимает даже если сильно сфокусирован, но эта обработка минимальна и не требует много ресурсов.

Я решил выделить фокусировку восприятия особо прежде всего потому, что мы обладаем способностью непосредственно управлять этим фильтром, фокусируя внимание на тех областях реального мира или картины мира, которые мы выбрали. Управление другими фильтрами или невозможно или сильно затруднено, в то время как управление вниманием доступно любому человеку хотя бы и в минимальных рамках.

Управлять этим фильтром не так уж и просто. Обычно наше внимание просто следует за раздражителями, поступающими извне или генерируемыми памятью. Причем вполне вероятна ситуация, когда, среагировав на поступившую извне информацию, человек принимает решение и начинает действовать, однако поступившая после информация заставляет его реагировать и на нее тоже, и человек поворачивает и начинает делать что-то другое. Естественно, человек реагирует не на любую поступающую информацию, а только на высокоприоритетную (приоритеты относятся к предыдущему этапу - категоризации). Но тем не менее, можно сказать, обычный человек, не управляющий своим вниманием действует довольно хаотично, поскольку высокоприоритетные раздражители приходят время от времени, и действия этого человека обычно напоминают броуновское движение.

Начав какую-то работу, человек, которого отвлекают внешние факторы, может так никогда ее и не закончить, или выполнение работы может затянутся на неопределенно долгий срок. Тем более, если эта задача нам не интересна, а делаем мы ее только по необходимости. Таким образом умение фокусироваться на задаче становится критически важным для нашей личной эффективности.

Фокусировка на выполняемой задаче это лишь один из возможных способов управления восприятием. Подробнее то, как и зачем управлять фокусировкой восприятия мы разберем в последующих главах (Глава 3.2).